Зачем Тони Шей уволил из Zappos всех менеджеров
Офисная революция в успешной компании

Онлайн-магазин обуви Zappos давно считается компанией мечты. Совладелец и CEO компании Тони Шей уверен, что сотрудники должны быть счастливы, только в этом случае они смогут действительно хорошо работать. Для поддержания соответствующей атмосферы он устраивает в офисе вечеринки-сюрпризы, концерты и даже приводит на работу лам. В этом году Шей начал действовать по-крупному. Он ликвидировал все менеджерские посты, отныне в компании все равны.

В конце марта полторы тысячи сотрудников Zappos получили письмо от Тони Шея, в котором говорилось, что в компании ликвидируются все менеджерские посты. Отныне каждый сотрудник будет на равных условиях работать в одной или нескольких группах, решающих различные задачи. Шей предложил своим сотрудникам ультиматум: включиться в новый формат работы к 30 апреля или покинуть Zappos с трёхмесячным выходным пособием. В мае 210 сотрудников (14%) уволились.

Тони Шей стал CEO Zappos в 2000 году, когда его венчурный фонд Venture Frogs проинвестировал в стартап $2 млн. Но особо ставки на компанию не делали — тогда были сомнения, что кому-нибудь вообще удастся наладить продажи обуви в интернете. Шей не собирался заниматься развитием онлайн-магазина, но случился крах доткомов, и его венчурный фонд растерял все активы. Кроме Zappos.

Уже к концу 2003 года выручка компании превышала $70 млн, а ещё через шесть лет Amazon купил Zappos за $1,2 млрд, сделав онлайн-магазин обуви своим самостоятельным подразделением. Шей всегда уделял много внимания корпоративной культуре — он уверен, что сотрудники работают эффективнее, когда у них есть возможность самовыражаться, поэтому в компании не прекращались вечеринки-сюрпризы, корпоративные концерты, дни тематических костюмов. Часто в офисе неожиданно появлялись ламы — любимые животные Шея. После сделки с Amazon СЕО решил, что Zappos должна ещё больше внимания уделять индивидуальности сотрудников. Он обратился к системе Holacracy.

Систему придумал программист Брайан Робертсон, в одночасье ставший гуру менеджмента. В эпоху доткомов Робертсон занялся темой гибкого управления рабочими процессами — особенно его привлекала идея принятия определяющих решений рядовыми сотрудниками. За десять лет он накопил и изучил опыт разных управленческих практик и основал компанию HolarchyOne, предоставляющую инструменты и коучинг для компаний, решившихся отказаться от привычных моделей управления.

В 2012 году Робертсон презентовал Holocracy на бизнес-конференции в Остине. Сразу после выступления к нему прорвался воодушевлённый мужчина, который выделялся из массы представительных слушателей своими нарочито простыми футболкой и джинсами. Он нетерпеливо стал рассказывать Робертсону, что компаниями необходимо управлять так, как если бы они были городами. Лектор только отмахнулся от слушателя, но через несколько часов понял: этим навязчивый парнем был Тони Шей. Робертсон связался с генеральным директором Zappos, а он уже решил к тому моменту, что Holacracy — то, что нужно для его бизнеса.

Шей привёз Робертсона в штаб-квартиру Zappos в Лас-Вегасе в марте 2013 года, чтобы он курировал пилотную программу Holacracy для HR-отдела компании, где работало около сотни человек. Тогда сотрудникам детально представили систему Робертсона, которая предполагала отказаться от традиционного распределения ролей и монотонной работы ради результативной мультизадачности. Вместо ежедневно повторяющихся обязанностей сотрудники должны распределять между собой постоянно меняющие задачи и цели.

Так, HR-отдел поделился на несколько групп, работающих над конкретными ежедневными проектами. Еженедельно сотрудников собирали на заседания, где перед ними рисовали общую картину целей на ближайшие дни и подводили итоги. На таких собраниях мог выступить любой из собравшихся, чтобы внести необходимые коррективы или оценить работу команд. Внутри групп назначались ответственные за распределение ролей и общие показатели эффективности. Ответственные регулярно ротировались.

Такое распределение властей в компании означает, что найм, увольнение и утверждение расходов не могут определяться волей одного человека — этим занимаются комитеты, которые дискутируют между собой и вырабатывают компромиссы.

Чтобы внедрить новую модель работы в HR-отделе Zappos, ушло три месяца. Первое время на коллективных встречах сотрудники только и делали, что жаловались на Holocracy и требовали вернуться к привычной системе управления, но вскоре эта история была принята как вызов собственным способностям. По итогам эксперимента изначально невзлюбившие Робертсона сотрудники искренне благодарили его за полученный опыт и порывались обнять смущённого коуча.

Следующие месяцы Робертсон продолжал поддерживать контакты с пилотной группой HR-отдела. К концу 2013 года Тони Шей, пристально следивший за результатами эксперимента и эффективностью работы, был уверен — пришло время полностью перевести Zappos на новую систему самоуправления. Месяц спустя генеральный директор публично объявил, что к 2015 году компания откажется от всех менеджерских должностей.

Когда 24 марта сотрудникам Zappos пришло письмо от Тони Шея, они разделились на два лагеря. В первом были те, кто посчитал это возможностью встать в авангард офисной революции. Во втором — решившие поскорее покинуть эксперимент.

Шей соглашается, что Zappos не вполне была готова к нововведениям, однако тут же замечает, что процесс изменения в управлении начался уже полтора года назад, так что для большинства менеджеров это вряд ли стало новостью. В конечном счёте большинство решило остаться — не в последнюю очередь из-за того заряжающего корпоративного образа жизни, к которому все успели привыкнуть.

Даже покинувшие компанию 210 человек считают, что новая система в итоге может сработать, поскольку оставшиеся моментально вовлеклись в процесс офисной революции и сочти его захватывающим.

Пока Тони Шей не обещает, что реорганизация рабочего процесса прямо повлияет на финансовые показатели интернет-магазина. Для него этот эксперимент — визионерство. Хотя терять в прибыли компания тоже не собирается. В феврале Zappos объявила, что ожидаемая операционная прибыль в 2015 году составит $97 млн, а это на 78% больше, чем в прошлом году.

Виталий Васильченко
Источник: http://secretmag.ru/articles/2015/05/27/zappos/
Показать полностью...
69.37%
30%
-2.11%

Полезные видео

История

Резонанс

Похожие записи (4)

В общем поспорили мы на днях с партнёром из города Саранска.
Он говорит, что я не смогу открыть бизнес в МСК имея при себе 150 тысяч рублей.. Я же ему говорю, давай поспорим на 200 штук, что
смогу

100%
120%
100%
Аллан Пиз - Почему некоторые люди успешны?

Аллан Пиз - уникальный человек, великолепный оратор, тонкий знаток поведения людей!

Знания Аллана называют тайным "оружием" политиков, успешных бизнесменов и секс-символов всех времен и народов, он выступает перед особами королевских кровей в Англии, консультирует Премьер-министров Австралии и Англии, Президента США, рок-звезд и телекомментаторов. На сегодняшний день Аллан Пиз возглавляет собственную компанию и проводит учебные семинары более чем в 55 странах мира. Среди его клиентов такие гиганты, как IBM, McDonalds, BBC, Mazda, Suzuki и множество других не менее известных компаний.

Аллан Пиз убежден, что сильная и целеустремленная личность способна влиять на свою судьбу! Он поможет Вам изменить лицо, стать тем, кем Вы мечтали!
Показать полностью...
96.92%
100%
89.74%
Словарь интернет-предпринимателя
Сохраните себе на стену, чтобы выучить. 

1. AIDA: Attention/Awareness, Interest, Desire, Action (внимание, интерес, желание, действие) 

2. API: Application Programming Interface (интерфейс прикладного программирования) 

3. B2B: Business-to-Business (бизнес для бизнеса) 

4. B2C: Business-to-Consumer (бизнес для потребителя) 

5. BR: Bounce Rate (показатель отказов) 
Показатель отказов лендинга/сайта: процент людей, которые перешли на страницу и сразу же покинули ее. 

6. CAC: Customer Acquisition Cost (стоимость привлечения клиента) 
Это общий критерий для маркетинга и продаж. 

7. CLV: Customer Lifetime Value (ценность клиента для бизнеса) 
Общий объем продаж или суммарная прибыль, принесенная клиентом за время, которое он пользуется услугами компании. 

8. CMO: Chief Marketing Officer (коммерческий директор или директор по маркетингу) 

9. CMS: Content Management System (система управления сайтом/контентом) 
Приложение, созданное для облегчения работы с сайтом. CMS-системы позволяют создавать, редактировать и управлять контентом ресурса даже тем пользователям, которые не могут похвастаться техническим образованием. 

10. CPA: Cost-per-Action (плата за действие) 
Модель оплаты за рекламу. Основным преимуществом является то, что рекламодатель платит не за показы и клики , а только за пользователя, который совершил необходимое действие (покупку, регистрацию, загрузил предложенный контент, воспользовался сервисом и тому подобное). 

11. CPC: Cost-per-Click (плата за клик) 
Модель оплаты за рекламу. В данном случаи, вы платите за клик по рекламному объявлению. 

12. CPL: Cost-per-Lead (плата за лид) 
Сумма, которую рекламодатель платит за получение одного лида. 

13. CPM: Cost-per-Mile (оплата за показы) 
Модель оплаты за рекламу. 

14. CR: Conversion Rate (коэффициент конверсии) 
Отношение числа посетителей сайта, выполнивших за время пребывания на сайте какое-либо целевое действие (покупку, регистрацию, подписку на рассылку) к общему числу посетителей. 

15. CRM: Customer Relationship Management (система управления взаимоотношениями с клиентами) 
Программное обеспечение, позволяющее контролировать взаимоотношения с имеющимися и потенциальными покупателями. 

16. CTA: Call-to-Action (призыв к действию) 
Текстовая ссылка, кнопка, изображение или любой другой элемент, который побуждает пользователя на целевое действие: скачать бесплатный контент, зарегистрироваться, купить прямо сейчас и т. д. 

17. CTR: Clickthrough Rate (рейтинг кликов) 
CTR — отношение нажатий (кликов) на баннер или рекламное объявление, к общему числу показов баннера. 

18. DM: Direct Mail 
Прямое письмо: отправка рекламных материалов получателю по почте. 

19. KPI: Key Performance Indicator (ключевые показатели эффективности) 
Показатель помогает определить эффективность лендинга (сайта, рекламной кампании или бизнеса в целом), оценить состояние и степень реализации маркетинговой стратегии. 

20. LTV: Lifetime Value (ценность жизненного цикла) 

21. MRR: Monthly Recurring Revenue (ежемесячная выручка) 

22. PPC: Pay-per-Click (оплата за клик) 
Широко распространенная модель интернет-рекламы, при которой рекламодатель размещает рекламу на сторонних сайтах и сервисах контекстной рекламы поисковых машин таких как Google Adwords, Яндекс.Директ или Бегун. 

23. ROI: Return On Investment (окупаемость инвестиций) 

24. SEO: Search Engine Optimization (поисковая оптимизация) 

25. SMM: Social Media Marketing (маркетинг в социальных сетях) 
Продвижение бренда или продукта через социальные платформы. 

26. SMO: Social media optimization — это один из видов оптимизации, направленный на удержание пользователей из социальных сетей на сайте. То есть, данная оптимизация касается только работы на самом сайте и не связана с работой в социальных сетях. 

27. Traffic - «траффик или трафф» количество посетителей сайта за определенную единицу времени. 

28. URL: Uniform Resource Locator - уникальный интернет-адрес веб-страницы. 

29. А/В тестирование — подход к тестированию нескольких различных вариантов одной страницы или отдельного ее элемента, в основе которого лежит разделение аудитории сайта (трафика) между этими вариантами для проверки конверсии каждого из них и выбора наиболее конверсионного. 

30. Глубина просмотра — количество страниц, которые просмотрел один пользователь за одно посещение (сессию). 

31. Длительность посещения (Visit Duration) – время одного посещения пользователем вашего сайта. Обычно рассчитывается как разница между временем последней активности пользователя на сайте и временем его первого действия. 

32. Таргетинг - настройка рекламной кампании, ограничение демонстрации рекламного сообщения по определенным признакам. 

33. Лид-магнит ( Lead magnet ) — обычно это что то бесплатное, что вы даете человеку, чтобы взамен получить его контактные данные. 

34. Retargeting — Ретаргетинг — способ создания рекламного сообщения для тех кто уже когда либо посещал вашу страницу или сайт. По другому интернет маркетологи её называют еще «преследующая» или «догоняющая» реклама. 
Показать полностью...
95.35%
100%
84.5%
TBEx