Как планировать развитие отдела продаж?

Руководить отделом продаж – трудная и ответственная задача. Правильность действий продавцов и эффективность управления этим подразделением влияет не только на прибыль, но и на имидж компании. Качественно выполнить план продаж сложно на всех этапах работы отдела. На начальной стадии трудно подобрать хорошую команду, затем приходится тратить время на ее обучение, а потом практически невозможно ее мотивировать искать новых клиентов. Чтобы продавцами не только выполнялись интересные им задачи, но и реализовывалась корпоративная стратегия, необходим грамотный план развития отдела продаж.

Что такое план

План, ориентированный на развитие продающего подразделения – это комплексный документ, определяющий основные направления, принципы и способы достижения глобальных целей в рамках общей стратегии компании.

Развитие отдела сбыта необходимо планировать каждой фирме, которая заинтересована в эффективной реализации своего товара. Ни хорошая реклама, ни качественная продукция, ни продуманное постпродажное обслуживание не позволят компании занимать нужную ей позицию на рынке, если продающее подразделение не будет правильно выполнять свою работу. Стандартными причинами для разработки плана развития являются:

необходимость создать отдел продавцов с нуля;
постоянное отставание от плана продаж при уже сформированном отделе;
переход подразделения из режима активных продаж в режим работы с постоянными клиентами.
Для чего создается план

Разработка документа, предусматривающего развитие продающего отдела, направлена на решение нескольких важных задач. С его помощью можно:

увеличить объемы продаж;
получить большую прибыль;
повысить эффективность работы;
ориентировать продавцов на привлечение стратегически важных клиентов;
улучшить бизнес-процессы и схемы взаимодействия различных подразделений и др.
Чем опасна работа без плана

Отсутствие плана развития продающего подразделения может быть не слишком критичным только для небольшой компании. В ней обычно сотрудники вынуждены выполнять функции нескольких специалистов (пример типичных задач, связанных со сбытом, схематично отображает диаграмма). Планирование и оценку работы часто осуществляет директор или владелец. А отдел продаж не только ищет новых клиентов, но и занимается подготовкой всех документов для сделки и дальнейшим обслуживанием. Для получения достойной заработной платы продавцам таких организаций приходится все время активно привлекать новых покупателей, поскольку маленькие фирмы дорожат каждым клиентом.

В более крупных компаниях на определенном этапе развития появляется достаточно большая база постоянных покупателей. Это позволяет продавцам получать хорошую заработную плату за счет переоформления старых договоров. Стратегия большой фирмы обычно предусматривает захват определенной доли рынка. Ограниченный круг клиентов препятствует активному продвижению торговой марки. Устранить эту проблему может оптимизация работы отдела продаж. В крупных компаниях она необходима, поскольку без нее возникают:

проблемы с контролем работы продающего подразделения;
переход специалистов к конкурентам;
потеря постоянных клиентов;
ухудшение качества обслуживания и др.
Как подготовиться к разработке

Создание хорошего плана продаж требует ответственного отношения. Чтобы разработанный документ был полезным в работе, нужно уделить должное внимание подготовке. К ее ключевым этапам можно отнести:

постановку цели (необходимость внесения изменений в любые бизнес-процессы должна определять стратегия);
создание объективной системы анализа (корректировка схем продаж может повысить продуктивность работы только тогда, когда есть пример эффективного выполнения задач с измеряемыми показателями);
поиск оптимальных средств для достижения цели (важно выбрать соответствующий способ выполнения плана, который максимально подходит по скорости осуществления, уровню воздействия, стоимости и др.);
оценка текущей ситуации (без понимания актуальных проблемных и перспективных участков работы невозможно разработать план развития, который существенно улучшит бизнес-процессы и схемы);
выбор стратегии (стратегия влияет на принципы и способы развития как отдела продаж, так и компании в целом);
определение перечня конкретных действий (наличие подробного списка задач позволит более оперативно получить нужные результаты).
Какая методика написания

Процесс разработки плана для развития отдела продаж можно представить в виде последовательного выполнения ряда действий. Чтобы максимально успешно оптимизировать основные процессы, нужно:

- определить роль подразделения продаж в реализации корпоративной стратегии (план развития отдела должен соответствовать общему плану компании);
- обозначить хронологические рамки (нужно указать временной промежуток, необходимый для реализации всего плана и расписать сроки выполнения для каждой задачи; обычно планируют на 3–5 лет);
- выяснить соответствие имеющегося кадрового состава и наметить основные пути для улучшения ситуации (стратегия компании может быть правильно реализована при наличии необходимого количества специалистов и условии нужного профессионального уровня сотрудников);
- рассмотреть возможность стандартизации бизнес-процессов (план развития должен предусматривать работу по единым стандартам, что позволит увеличить эффективность и улучшить качество обслуживания);
продумать автоматизацию определенных этапов взаимодействия отдела продаж с внутренними и внешними клиентами (модернизация имеющегося оборудования и усовершенствование программного обеспечения помогут экономить время и больше внимания уделять непосредственно работе с покупателями);
- прописать этапы выполнения тактических и стратегических задач, а также их исполнителей и контролеров (план развития отдела должен быть расписан помесячно или поквартально; целесообразно для каждого этапа указать специалистов, ответственных за выполнение задач, и сотрудников, проверяющих правильность и своевременность действий исполнителей).

Как выглядит пример реализации плана развития

Вариантов для улучшения работы продающего отдела много. Удачный пример оптимизации подразделения продаж одной компании может быть с успехом применен и в другой, имеющей похожие цели:

- первый хороший пример – четкое разграничение зон ответственности всех сотрудников отдела, при котором за каждым специалистом закреплена работа по определенному направлению;
- второй не менее хороший пример – разделение продающего подразделения на 2 отдельных структуры, одна из которых занимается исключительно активным поиском (отдел продаж), а вторая – отвечает за сопровождение и обслуживание уже привлеченных клиентов (клиентский отдел).

Какой именно выбрать пример развития продающего подразделения, определяют стратегия компании, ее финансовые возможности, отведенные сроки на реализацию плана. Понимание важности оптимизации и ответственный подход к решению этого вопроса помогут найти наиболее подходящие средства и методы.
Показать полностью...
79.84%
100%
32.8%

Полезные видео

История

Резонанс

Похожие записи (2)

13 обязательных книг для интернет-маркетёра

Каждый маркетёр-аналитик должен постоянно обучаться, получать знания и опыт. У нас в компании принята система левелов. Чем выше левел, тем опытнее маркетёр, и наоборот. Чем больше аналитик участвовал в разных проектах, чем больше он знает и умеет, тем выше он по левелу и более ценен как специалист.

Не последнюю роль в обучении играют книги. Условно путь маркетёра ЛидМашины можно разделить на 3 этапа: юнец, боец и менеджер проектов. Делимся списком книг, которые каждый маркетёр-аналитик нашей компании обязательно должен прочитать. Конечно же, полезно читать и другие книги, о них мы обязательно ещё расскажем. Но те, что ниже — просто «маст рид».

Для юнца

Игорь Манн «Маркетинг на 100%: ремикс».

Книга нашего наставника расскажет о том, что такое маркетинг, для чего он нужен, и как вообще начать свой путь маркетологу.

Стив Круг «Не заставляйте меня думать (Веб-дизайн 2)». Книга полезна и дизайнерам, и программистам, и конечно, маркетологам. Самые основы того, как сделать удобный сайт и позаботиться о пользователе.

Яна Франк «Муза и чудовище». Книга про тайм-менеджмент и организацию своего труда. Тем более, что маркетинг — дело творческое — подчас нужно искать нестандартные решения. Автор рассказывает о своей собственной системе, которая не требует долгой подготовки, использования сложных правил. Хороший старт для упорядочивания своих дел.

Лэнс Лавдэй, Сандра Нихаус «Проектирование прибыльных сайтов». Наиболее простая по подаче книга из серии «Интернет-маркетинг для профессионалов». Как сделать сайт с высоким ROI? Выстроить убеждение, продумать призывы к действию (call-to-action), выстроить процесс покупки и помнить о том, что главная страница сайта далеко не самая продающая.

Авинаш Кошик «Веб-аналитика 2.0 на практике. Тонкости и лучшие методики». Помимо сдачи экзамена по Google Analytics нужно понимать и подход, с которым анализировать данные. Азы, принципы, методики, показатели эффективности — гуру аналитики Авинаш Кошик делится всем этим в книге.

Для бойца

А. Бабаев, Н. Евдокимов, А. Иванов «Контекстная реклама». На обложке книги не зря написано «учебник». Она действительно им и является. Авторы рассказывают о контекстной рекламе всё: от самых основ и до профессиональных штучек. Это не просто сборник рецептов по работе с Директом или Эдвордсом. Это руководство по подходу к контекстной рекламе. Помимо книги маркетёру-аналитику ЛидМашины нужно изучить справку Adwords и Директ, и в результате сдать экзамены с получением сертификатов.

Дмитрий Кот «Еmail маркетинг». Пожалуй, лучшая книга про емейл-маркетинг, написанная доступным языком. После прочтения можно сразу идти в бой: все советы абсолютно практичны. Если вы до этого никогда не занимались емейл-маркетингом, то после прочтения захочется обязательно попробовать.

Брайан Айзенберг, Джеффри Айзенберг «Добавьте это в корзину». Удобный сайт — это хорошо. Но для чего вам сайт? Наверняка, чтобы он продавал. Неважно, товары или услуги. Вам нужен не просто сайт, а продающий сайт. Удобный, продуманный, с высокой конверсией. Книга поможет разобраться с целевой аудиторией, продумать персонажей, пути по сайту и в итоге сконвертировать посетителей в покупателей.

О. Крохина «Первая книга seo-копирайтера». Как написано в названии — это первая книга для копирайтера, который пишет тексты на сайт, которые будут оптимизированы под поисковые системы. Почему первая? Потому что годится для новичка в seo. Профессионалы найдут к чему придраться, скажут, что всё уже знают. Но для начинающих — в самый раз. Тем более, что авторы не забывают напоминать о том, что тексты пишутся не только для поисковых роботов, но прежде всего для людей. Ещё для поддержания актуальных знаний мы проходим курсы SEO-pult

Тим Эш «Повышение эффективности интернет-рекламы». Несмотря на то, что в названии сказано про повышении эффективности рекламы, книга больше рассказывает про улучшение посадочных страниц. Ведь если пригнать трафик на сайт, который не способен убедить пользователя совершить целевые действия, это будет лишь тратой времени и рекламного бюджета. Книга научит проводить качественное тестирование на сайте. Расскажет о методике подготовки тестов, сборе данных и их анализе.

Для менеджера проектов

Саша Карепина «Искусство делового письма». Книга не совсем о копирайтинге. Книга об убедительном деловом письме. В работе маркетологу, а особенно менеджеру проекта, каждый день нужно общаться с разными людьми: клиентами, подрядчиками, коллегами. Автор научит писать письма, с помощью которых вы достучитесь до адресата. Есть шаблоны письма-претензии, письма-просьбы и многие другие. И никакого канцеляризма!

Джим Кэмп «Сначала скажите „нет“». (или другой вариант «Нет. Лучшая стратегия ведения переговоров».) Это, безусловно, библия переговорщика. Кэмп учит тому, что слово «нет» — это лишь начало диалога. Как противостоять манипуляциям? Как не испытывать нужду? Как следовать миссии на переговорах? Книга научит рассчитывать бюджет переговоров: время, энергию, деньги, эмоции, вкладываемые в них. Ведь бюджет — это способ контроля хода переговоров. Ещё менеджерам проектов желательны к изучению советы Бюро Горбунова по взаимоотношениям с клиентами.

Алексей Каптерев «Мастерство презентации». Как подготовить действительно полезную презентацию? Не просто «красивую», а ту, что поможет донести вашу мысль до аудитории: потенциальных клиентов, партнёров, слушателей вашего выступления. Автор научит выстраивать структуру, изложение, оформление презентации и выступление.

Ещё маркетёру стоит овладеть информационным стилем редактуры текстов, чтобы писать чёткие, поджарые тексты, которые помогут донести мысль до читателя, а не будут лить на него воду.

Для этого можно читать советы Максима Ильяхова. Будем рады, если в комментариях вы поделитесь своим списком книг, которые стоит изучить интернет-маркетёру для старта в профессии и дальнейшем прокачивании.

Материалы из Учебки "ЛидМашины"
Показать полностью...
150%
80%
266.67%
TBEx