Исповедь предпринимателя-банкрота

Александр Руденко, основатель сети "100ловка" составил топ-10 взрывоопасных моментов в бизнесе, на которые нужно обязательно обращать внимание.

1.Кассовый разрыв

Да, друзья, так называется момент, когда не хватает денег. Не хватает на зарплату, налоги, аренду, платежи поставщикам и вообще на любые платежи. Если вы не в состоянии находить финансы своевременно или делаете это в ущерб чему-то, выставляя приоритеты, то это и есть кассовый разрыв. Один из самых тревожных симптомов, именно он является причиной закрытия множества бизнесов.

Научитесь ловить эту ситуацию в зародыше и выясняйте причины нехватки денег — низкие продажи, маленькая прибыль, раздутый фонд оплаты труда или ещё что-то. Главное — найти причину. В противном случае вы будете носить воду дырявым ведром. А сумма нехватки будет увеличиваться с каждым месяцем.

Вынужден признать, что мы делали всё то, что делать было нельзя, — мы искали способы закрыть разрыв, не разбираясь в его причинах. Мы успешно с этим справлялись — брали займы, сдвигали и переносили оплаты и проводили прочие мероприятия, направленные на снятие симптомов, а не на выздоровление. За что и поплатились.

2. Розовые очки

У меня нет проверенного способа, как их снимать. У каждого он должен быть свой. Но вы должны чётко понимать, что если уже четвёртый месяц вы ждёте, что вот-вот продажи начнут увеличиваться, вот–вот нерадивый сотрудник начнёт работать, вот-вот мы запустим эту штуку и она нас спасет, то вы в розовых очках.

Одно дело — планы и проработка вариантов действий, другое — постоянная надежда на что–то спасительное. Чрезвычайно помогает полное отключение от внешнего мира для того, чтобы остаться только с цифрами, запретив себе прогнозировать. Потому что когда мы прогнозируем в розовых очках, то мы мечтаем. Мечтать не вредно, но и пользы от мечтаний мало.

3. Предательство

Вас обязательно предадут, как только ситуация начнёт ухудшаться. Будьте к этому готовы. Даже те, про кого вы и подумать не могли. Вам повезёт, если всё предательство будет в том, что от вас уйдут без предупреждения или к конкурентам. Но в жизни ситуации бывают гораздо хуже и неприятнее. В терпимых случаях я получал заявление об уходе на стол с 5-минутным сбором, что даже трудно предательством назвать, в более тяжёлых случаях были уводы целых коллективов на предприятия конкурентов или же попытки захвата отдельных предприятий с оборудованием и людьми. Не доверяйте единожды предавшим. Они повторят это при удобной для них возможности.

4. Невнимание к управленческой отчётности

К сожалению, я до нормальной формы отчётности дошёл уже тогда, когда было непоправимо поздно. До этого момента у меня были по сути дела только выдержки из бухгалтерского учёта с графами «расход/приход». Сейчас я понимаю, что собственник должен контролировать все ключевые параметры бизнеса. Заносите их в табличку сами наряду с количеством приходящих и расходуемых денег.

Параметры индивидуальны. У кого–то это продажа товара с высокой маржой, у кого–то количество чеков/покупателей, у кого–то продажа товаров-маячков или услуг. Не доверяйте вести управленческую отчётность бухгалтеру, он всего лишь предоставляет данные (как и другие отделы), а картину целиком видит только предприниматель. Настройте систему правильно и ведите её с нужным вам шагом — неделя или месяц. И вы сможете кожей почувствовать, если что-то пойдёт не так.

5. Кредиты для латания дыр

Никогда, никогда, никогда не берите кредиты на закрытие кассового разрыва. Забудьте об этом, отрезайте себе пальцы, чтобы не подписать кредитный договор, делайте всё что угодно, но не берите деньги на закрытие кассовых разрывов. С вероятностью 99,99% это путь к уничтожению компании.

6. Финансовая безграмотность

Не имеет ничего общего с бухгалтерией и экономикой как таковой. Если вы до сих пор не начали учиться финансовой грамотности и считаете Роберта Кийосаки кем-то вроде американских проповедников из телевизора — самое время начать.

Я до определённого времени искренне считал, что мне нужно всего лишь больше работать и увеличивать размер компании. Оказывается, что это не совсем так. Не думаю, что вам обязательно проходить банкротство, чтобы освоить финансовую грамотность и хотя бы элементарно понять, как создать финансовую подушку безопасности. Для начала в поисковике достаточно набрать «Лучшие книги по финансовой грамотности». Когда прочитаете хотя бы три, мозги переворачиваются достаточно основательно.

7. Разные карманы

У нас было больше десятка предприятий и единая касса. Здоровые, работающие организмы-предприятия работали на поддержание хилых и иногда умирающих. А хилые, в свою очередь, не имели стимула бороться, так как их дотировали. И в конечном итоге мы недополучали ощутимую часть прибыли.

Если у вас несколько торговых точек, несколько магазинов, кафе, столовых, чего угодно, то выстройте систему учёта так, чтобы каждое предприятие представляло собой отдельную кассу. Нельзя допускать, чтобы одно предприятие гасило проблемы другого. В долгосрочной перспективе таким образом вы убьёте оба предприятия. Или в лучшем случае просто недополучите ту прибыль, которую могли бы получить.

8. Бегство от кредиторов

Даже когда ситуация кажется совсем безвыходной, идите и разговаривайте с кредиторами и банками. Можно договориться со всеми, поверьте — они заинтересованы в том, чтобы с вами всё было в порядке и вы вернули долг. Пусть не сразу, пусть частями, пусть ползком и скрипя зубами, но чтобы вы не отворачивались и не снимали с себя ответственность. Бывает так, что неожиданно ваши кредиторы оказываются вашими союзниками и предлагают вам помощь — не в виде новых займов, но в виде советов, или решений, или просто поддержки. Это важно.

9. Невнимание к документам

Когда у меня дело начало доходить до споров и судов, я часто оказывался в ситуации, когда полностью отсутствовали документы, которыми можно было прикрываться. Договорённости были устными, и зачастую они касались больших денег. Документы не особенно требуются в повседневной жизни, но жизненно необходимы тогда, когда ситуация начинает обостряться. Без них ни один суд не принимает объяснения. Определите список документов, важных для вашего бизнеса с точки зрения возможных рисков, и храните их лично у себя, не доверяйте никому.

Это могут быть письма с проставленными входящими номерами, которые вы писали проблемному арендодателю или арендатору, письмо, которое вы писали в налоговую о предоставлении рассрочки на выплаты, расписка в получении денег проблемным сотрудником, который может выйти от вас и направиться в прокуратуру, и так далее. Предприниматели в большинстве своём творческие люди, а работа с документами требует определённых усилий. Но они окупятся сторицей в том случае, если ситуация будет усложняться.

10. Надежда на юристов

Когда я начал ходить к юристам консультироваться, то обычно уходил с волосами, стоящими дыбом. Мне обрисовывали перспективы, а они, как правило, всегда были не радужными. Друзья, юристы не решают ваших проблем. Они лишь дают информацию и отвечают на поставленные вопросы.

С юристами нужно уметь работать так же, как и с любым другим отделом, периодически определяя задачи, которые могут показаться невыполнимыми. И хорошие юристы всегда смогут найти выход из ситуации или правильную трактовку требующегося решения. Но с ними нужно работать, и работать с точки зрения предпринимателя — человека, который видит картину целиком и может прогнозировать будущее, опираясь на своё видение. Об этом многие не догадываются и приходят как к доктору: пришли — спросили — ушли.

Как бы это странно ни звучало, но если вас завалили трудности — это отличный повод на какое-то время отвлечься от бизнеса. Наслаждайтесь тем, что вокруг вас и не требует оплат и погашения долгов, ведь когда вы начнёте набирать обороты и снова попадёте в тот самый поток, то увидеть эти моменты будет сложнее. Трудности дают нам знания, которые мы бы не получили при других обстоятельствах, и по большому счёту лишь приближают к цели.
Показать полностью...
113.12%
60%
143.73%

Полезные видео

История

Резонанс

Похожие записи (4)

“Не насилуй душу не своей профессией”

Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету. И пока не поздно, не забывайте о том, что дело всей жизни — это не дело, а жизнь.

© Харуки Мураками

138.9%
120%
229.68%
Пошаговая инструкция по разработке бизнес-плана

1 шаг. Зачем вам бизнес-план?

Хотя на первый взгляд этот вопрос может показаться несущественным, в действительности он во многом определит ваш подход к составлению бизнес-планов. Более того, в зависимости от ваших целей, картина, которую он будет демнострировать может быть совершенно иной (как, впрочем, и исходные цифры).

Итак рассмотрим типичные цели предпринимателей, ищущих информацию по бизнес-планированию

1. Бизнес-план нужен для получения инвестиций

Это самый трудоемкий и затратный путь. В идеале, вам стоит сразу озаботиться поиском профессионального консультанта, желательно имеющего отношение к банку, в который вы обращаетесь за кредитом (не будем настолько наивными, чтобы полагать, что подобных специалистов не существует).

Если же дружественного банку специалиста найти не удалось, обратитесь просто в наиболее компетентную компанию, занимающуюся бизнес-планированием.

Хорошая новость — вам нет необходимости непременно ограничиваться местными специалистами, возможности интернет позволяют бесплатно обмениваться информацией со специалистом из любой точки мира.

Плохая новость, сделать правильный выбор становится во много раз сложнее, ибо на объективность оценки уровеня компетентности специалистов, существенно влияет разброс цен на услуги последних.

2. Подготовить бизнес-план вам приказал руководитель

В крупных компаниях довольно часто возникают ситуации, когда решив открывать смежное направление или филиал (зачастую далеко не первый), шеф вдруг осознает, что в компании так и нет ни одного бизнес-плана. И тут самому везучему сотруднику достается честь в сжатые сроки "по-быстрому" изготовить этот шедевр бизнес-планирования.

В этом случае (и только в этом!) не раздумывая обращайтесь в агентства, продающие готовые бизнес-планы.

- Во первых - выглядеть все будет солидно;
- Во вторых - финансовую часть за вас напишет финансовый отдел или бухгалтерия;
- В третьих - деньги не ваши.

Но к этому варианту стоит прибегать только в случае, если этот бизнес-план так и останется документом в красивом переплете, радующим глаз вашего шефа.

Если есть вероятность, что вам придется в соответствии с ним строить работу — забудьте все что мы вам советовали ранее и настройтесь разбираться в проблеме самостоятельно. Как минимум настройтесь пройти все этапы подготовки бизнес-плана предлагаемые нашим сайтом.

3. Бизнес-план вам нужен, чтобы строить в соответствии с ним работу нового предприятия

Этот случай самый похвальный и трудоемкий. Но, к счастью, финансово малозатратный. Просто потому, что отдать расчеты на откуп сторонним специалистам будет по меньшей мере ошибочно — вы сами должны досконально разобраться в ситуации и выверить действия.

С другой стороны, после того как бизнес-план будет готов вы можете обратиться к специалисту, который проверит его на предмет упущений и ошибок.

Шаг 2.Выбор стандарта бизнес-планирования

Этот шаг напрямую связан с задачами, которые стоят перед вами. Если ваша цель получить инвестирование, то вы начинаете с того, что выясняете в банке или инвестиционной компании в соответствии с какими стандартами должен быть разработан ваш бизнес-план.

Существует несколько стандартов бизнес планирования, например:

- Стандарты бизнес-планирования ЕБРР
- Стандарты бизнес-планирования KPMG 
- Стандарты бизнес-планирования Tacis
- Стандарты бизнес-планирования UNIDO 

Остановимся на стандарте рекомендованом Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства

Итак, вот какова структура бизнес-плана, который мы с вами будем создавать:

1. ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)
2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
4. АНАЛИЗ РЫНКА
5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
6. ПЛАН СБЫТА
7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
8. АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
9. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ

3 шаг. Пишем Резюме бизнес-плана

Большинство специалистов в области бизнес-планирования и, что самое главное, представители франсовых институтов, от решения которых зависит получит ли ваш проект вожделенные инвестиции сходятся в одном: Резюме - самая важная часть проекта.

Зачастую то насколько глубоко будет изучаться ваша проект зависит именно от того, насколько заинтересует потенциальных инвесторов или кредиторов концепция, изложенная в резюме.

Кстати, именно поэтому многие эксперты советуют писать вводную часть в самом конце, когда у вас на руках будут все расчеты и сформировано ясное представление о том, как именно вы планируете добиваться поставленных целей.

А потому, советуем воспользоваться рекомендациями знающих людей и вернуться к этому этапу несколько позже (хотя, конечно, какие-то идеи мысли, аргументы вы можете пометить уже прямо сейчас).

Как вы помните, мы готовим бизнес-план согласно рекомендациям составленным Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства.

Начинается обзорный раздел с наименования проекта. Например:

- Бизнес-план строительства автомагазина
- Бизнес-план производства валенок
- Бизнес-план интернет-магазина товаров для пожилых

4 шаг. Готовим раздел Описание предприятия;
5 шаг. Подготовка раздела Описание продукции;
6 шаг. Анализ рынка;
7 шаг. Готовим производственный план;
8 шаг. Разрабатываем план сбыта;
9 шаг. Разрабатываем финансовый план;
10 шаг. Анализ чувствительности инвестиционного проекта;
11 шаг. Добавление экологической и нормативной информации и приложений;
12 шаг. Оформляем титульный лист.

— Продолжение смотрите во вложенных файлах под фото —

Источник: http://www.openbusiness.ru
Показать полностью...
Документ: 6_shag_Analiz_rynka.doc
130.91%
100%
203.03%
TBEx