НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Шесть советов, которые помогут защитить бизнес

Общение с сотрудниками налоговых органов — неизбежная часть жизни компании. Воспринимайте проверки без лишних эмоций и переживаний. Тщательно анализируйте выводы, сделанные проверяющими. Чаще всего речь не о реальных нарушениях, а о попытке выполнить план по сбору налогов. Не бойтесь защищать свои права в суде: по статистике, большинство споров с налоговыми органами (70%) выигрывают налогоплательщики. Рассказываем, к чему нужно быть готовым.

В ходе проверки, как правило, у компании всегда находят нарушения налогового законодательства. В результате начисляют недоимку, отказывают в налоговом вычете, в признании убытка, привлекают к ответственности (с обязанностью заплатить штраф) и начисляют пени за якобы несвоевременную уплату налога.

В текущих российских реалиях это, к сожалению, норма. Почему? Потому что если в результате проверки нарушений не выявлено, для сотрудника налоговой службы это будет означать, что:

1) налоговые инспекторы плохо искали. Возможно, виновата их низкая квалификация. Это будет учтено при распределении премиального фонда каждой инспекции, а премия зачастую составляет значительную часть от вознаграждения среднестатистического налогового работника;

2) налоговые инспекторы зря потратили свое время. Оно оплачивается из государственного бюджета, на него идут значительные государственные ресурсы;

3) решение о проведении проверки было принято неверно. Значит, принявшие его лица также могут быть лишены премии;

4) возможен коррупционный сговор между проверяющими инспекторами и налогоплательщиком. Это может стать поводом для внутренней проверки;

5) проверяющие инспекторы сознательно или несознательно портят статистику направившей их налоговой инспекции. Общеизвестный факт — план по сбору налогов составляется на федеральном уровне и доводится до управлений ФНС России и локальных инспекций. То есть если конкретная инспекция собирает налогов на меньшую сумму, нежели было «спущено сверху» и не выполняет план, руководителя инспекции ждет вызов на ковер к начальству, вплоть до перевода на другую должность, если ситуация повторяется неоднократно. Невыполнение плана также влияет на премиальный фонд инспекции, может отразиться на карьерном росте ответственных лиц. Одним словом, влечет за собой кучу неприятностей.
Таким образом, проверяющие налогоплательщика инспекторы вынуждены ориентироваться в первую очередь на выполнение плана. Если очевидных, грубых нарушений налогового законодательства обнаружить не удается, они «находят» неочевидные и неоднозначные нарушения. Вот несколько советов, которые помогут вам отстоять свою правоту.

Ведите общение только в письменной форме

Переписка позволит доказать выявленные процедурные нарушения и получение документов, которые инспекторы не вправе были истребовать. Помните, что налогоплательщик обязан предоставлять документы только после получения письменного требования.

Берегите оригиналы

Сотрудники налоговой службы обязаны проводить проверки на основании заверенных копий документов. Запрашивать оригиналы они могут только в письменной форме с соответствующей мотивировкой и только для ознакомления. Получать оригиналы самостоятельно они имеют право только при выемке.

Изучите два основных типа проверок

Все компании рано или поздно сталкиваются с камеральными и выездными проверками. Каждая из них — четкая регламентированная процедура, но налоговые органы часто так или иначе ее нарушают. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций налогоплательщика. Срок — в течение трех месяцев со дня подачи декларации. Выездная — по месту нахождения налогоплательщика, по одному или нескольким видам налогов. Таких проверок может быть максимум две за год, и они не должны продолжаться больше двух месяцев. Кроме того, в рамках выездной проверки с вас не вправе требовать документы в период приостановки проверки.

Не предоставляйте дополнительные документы за исключением случаев:

проверки декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещению;

проверки налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

проверки декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций или НДФЛ участника инвестиционного товарищества;

если речь идет о документах, которые обязательно должны быть представлены вместе с проверяемой декларацией по Налоговому кодексу;

если данные в представленной отчетности расходятся с данными инспекции, полученными при выездной проверке;

при применении льгот по проверяемому налогу.

Стоит иметь в виду, что налоговые органы часто понимают под льготой и пониженную ставку, и операции, не подлежащие налогообложению. Однако по закону (ст. 56 НК РФ и Постановление президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 4517/12 по делу N А65-9081/2011) льготы могут применяться только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. То есть только тогда, когда речь идет о льготе для плательщика налога, а не, к примеру, в отношении налоговой базы, предмета или ставки.

Не давайте превратить встречную проверку в выездную

Встречная проверка проводится у компании «А», а у компании «Б» в связи с этим требуют документы по операциям с компанией «А». Здесь часто инспекторы выходят за рамки своих полномочий: фактически заодно проводят выездную проверку у компании «Б». Имейте в виду, что налоговые органы вправе затребовать только документы и информацию, которые касаются деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Это означает, что в запросе должно быть указано: в рамках каких мероприятий требуются документы и (или) информация и в отношении какого контрагента? Если такого контрагента у налогоплательщика нет, или же в требовании вообще не указан контрагент, вы вправе написать письмо с просьбой уточнить основания истребования документов, контрагента, а также проводимые мероприятия. До получения ответа на такое письмо налогоплательщик может не предпринимать никаких действий.

Еще один важный момент. Налоговый орган, проводящий проверку у компании «А», должен был направить поручение об истребовании информации у компании «Б» в инспекцию по месту учета компании «Б» (п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ). Она, в свою очередь, обращается к компании «Б» с требованием представить документы, приложив указанное поручение к требованию. Сама же инспекция, проверяющая компанию «А», не вправе посылать в компанию «Б» таких запросов. Исключение — если и компания «А», и компания «Б» состоят на учете в одной инспекции.

Отличайте запрос об информации от запроса документов

Налоговики вправе истребовать информацию и за рамками проверок, но только информацию и только в отношении конкретных сделок. То есть налоговой орган не может требовать никаких документов, и в запросе должно быть указано, в отношении какой именно сделки нужна информация. Доказательства, полученные с нарушением закона, можно будет исключить из материалов дела. Это особенно актуально, если в руки налоговым органам попадут нежелательные документы.

"Спасибо за внимание! Ниже самые популярные материалы минувшей недели по этой теме:

Показать полностью...
Страница: О Бизнесе
105.81%
100%
119.36%

Полезные видео

История

Резонанс

Похожие записи (3)

Какой бизнес открыть в маленьком городе?

Идеи бизнеса, придуманные другими людьми, часто не кажутся такими уж удачными. Чтение — недостаточная работа для того, чтобы результат ценился. Вот если человек сам исследовал рынок, проводил мозговые штурмы, взвешивал за и против, искал новые направления и изучал конкурентов — то тогда он будет ценить ту идею бизнеса, которая ему в итоге пришла.
Она может быть простой, не очень оригинальной и выглядеть блекло со стороны. Возможно она даже фигурирует в многочисленных списках идей бизнеса. Но теперь она своя, родная. Именно поэтому люди стремятся придумать идею самостоятельно.

В маленьком городе можно открыть два принципиально разных типа бизнеса: бизнес «закрытый», который будет полностью замкнут в этом небольшом городе и бизнес «открытый», который предполагает тесные связи с другими городами.

К «закрытым» бизнесам можно отнести те, которые занимаются и производством и сбытом своей продукции на одной территории. Отличный пример такого бизнеса — парикмахерская. Услуги и производятся и продаются в одном месте. Конечно, некоторые материалы нужно завозить, но в целом такой бизнес может отлично существовать в отрыве от всей остальной страны. Парикмахерская относится к сфере услуг, и именно компании, работающие в сфере услуг, чаще всего и попадают в эту категорию.

«Открытый» региональный бизнес может связывать одни малые города с другими малыми, небольшими или большими городами, деревнями или даже странами. В целом можно выделить два направления: 1) сбыт в городе товаров, произведенных в другом месте 2) производство в маленьком городе товаров с последующем сбытом в другом месте. Эти два варианта звучат очень похоже, и состоят из одних и тех же слов. Однако между ними принципиальная разница как в требованиях к ресурсам для начала бизнеса, так и в подходах, необходимых для его успеха.

Продажа товаров, или попросту торговля — без сомнения самый распространённый вид бизнеса. Всё, что делается в бизнесе, делается в нем для того, чтобы товар в итоге оказался на полках. Теперь плохая новость: магазины, торгующие очевидными товарами, такими как продукты, одежда, мебель и книги в вашем городке наверняка есть. И вы, не обладая ресурсами и знаниями, которыми обладают уже действующие на рынке предприниматели, вряд ли сможете рассчитывать на серьезный успех на этом поприще. Что делать, если открыть магазин в маленьком городе всё же хочется? Ответ один: нужно избежать конкуренции. Отличаться, выделяться. Продавайте товары, которые в городе не продаются. Возможно, ваш городок недостаточно большой для специализированного магазина такого типа товаров. Тогда можно открыть ларек. А если дело пойдет — расширяться.

Производство обычно мероприятие очень затратное. Заниматься им стоит, только если у вас достаточно ресурсов, опыта и навыков. В качестве альтернативы самостоятельному открытию производства можно договориться о производстве интересующего вас товара с местным заводиком. Лучше если производимый товар будет иметь какую-то местную особенность, уникальность. Это могут быть изделия из производимого в городе сырья или экологически чистые овощи, фрукты и молочные продуты, мёд — их трудно купить в крупных городах, продаются они в специализированных магазинах, а значит, за них можно запросить хорошую цену.

Где искать идеи бизнеса в небольшом городе

Идею для бизнеса в маленьком городе не обязательно придумывать. Можно провести исследование и выбрать одну из уже существующих. Не стоит думать, что выбирая этот вариант, вы срезаете углы. На то, чтобы просматривать все возможные источники идей бизнеса, анализировать их и прикидывать осуществимость в конкретном месте и в конкретное время, потребуется много времени и сил. Это нисколько не легче, чем придумывать самому. Стоит ли этим заниматься, если пользоваться чужими идеями не хочется? Скорее да, чем нет. Поиски успешных бизнесов и их анализ расширяют кругозор, дают пищу для вашего ума. Идеи бизнеса не могут прийти из ниоткуда, они всегда базируются на каком-то опыте и знаниях. И чем больше у вас знаний и опыта, тем более качественные идеи вам будут приходить.

Бизнес, который начал развиваться в крупных городах

В подавляющем большинстве случаев новые виды бизнеса, в том числе и малого, начинают развиваться в крупных городах. Первые магазины мобильных телефонов, терминалы для оплаты, суши-рестораны, массажные кресла, кислородные бары и т.д. всегда появляются именно там. Потом они распространяются на города помельче. А потом — и на маленькие города. Если отслеживать новые тенденции бизнеса в крупных городах, можно найти отличные идеи. Однако необходимо быть осторожным — некоторые товары, предлагаемые такими новыми фирмами, бывают либо чрезмерно дорогими, либо объективно ненужными. От таких идей бизнеса следует держаться подальше. Не лишним будет изучить и иностранный опыт. Чаще всего новые модные виды бизнеса приходят к нам из заграницы. Полезно узнать, смогли ли они там распространиться в малые города. Конечно, разница в уровне жизни в развитых странах не такая большая, как у нас. И наличие бизнеса в европейском небольшом городе ещё не говорит о его возможности выжить в нашем, но зато его отсутствие почти наверняка говорит о том, что стоит заняться поисками следующей идеи.

Бизнес в других малых городах

Вполне возможно, что предприниматель из другого города уже сделал всю работу за вас. И открыл успешный бизнес в своём регионе. И вы можете повторить его успех. Нужно только найти этого предпринимателя. Читайте не только местную деловую прессу, но и деловую прессу других регионов. Посещайте всероссийские и региональные выставки малого бизнеса. Если оказываетесь в незнакомом городе, постарайтесь найти такой бизнес, которого нет в вашем. Конечно, иногда бизнес строится на особенностях географии или природных ресурсов региона, и перенести его будет нельзя, но так происходит далеко не всегда.

Рассмотрите потребности

Найти потребность, а потом её удовлетворить — эти короткие слова представляют собой суть маркетинга. Посмотрите, чего не хватает в вашем городе. Изучите его демографию, узнайте, из каких групп состоит население. Интересы каких групп еще не были удовлетворены? Исследование потребностей — проверенный временем инструмент для получения реалистичных идей бизнеса, используйте его.

Примерами групп потребителей, на которые следует обратить внимание, могут быть следующие:
● Молодёжь
● Пенсионеры
● Молодые семьи
● Владельцы дач и огородов
● Автовладельцы

Ваши личные навыки

Выбирая идею бизнеса в маленьком городе, глупо рассматривать только особенности самого города — его географию, население, климат, ресурсы. Необходимо так же рассмотреть и свои личные навыки и умения. Существуют множество профессий, представители которых способны оказывать полноценные услуги самостоятельно. Являетесь ли вы представителем такой профессии? Если да, то являются ли такие услуги, как ваши, востребованными в городе, где вы живете? Если нет, не хотите ли вы такую профессию получить? Конечно, это может быть связано с определенными затратами. Для того чтобы стать юристом придется получать высшее образование. Для того чтобы оказывать бухгалтерские услуги достаточно курсов. А уж чтобы оказывать услуги парикмахера или ремонтировать вещи вообще никакого формального образования не требуется. Главное — знать свое дело.
Показать полностью...
100%
120%
100%
TBEx